Гиперактивный или подвижный

Ваш ребенок не сидит на месте, схватит игрушку и тут же ее бросает. Вертится, бегает, и вот вы уже думаете, что ребенок гиперактивный. А может он очень активный или любопытный? Может быть, у него проблемы воспитательного характера? Как отличить одно от другого?

Гиперактивность, это  проблема, которая сложно корректируется воспитанием. Такой диагноз целиком звучит так: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Излишняя подвижность носит компенсаторный характер. У ребенка много лишних, не нужных движений. Он раскачивается, вертится, постоянно меняет положение тела, хватает предметы, сразу бросает их. Ребенок может стараться быть хорошим, делать все хорошо, но у него не получается. У детей с СДВГ очень часто нарушена реципрокная координация. Мамы таких детей с гордостью заявляют, что их ребенок совсем не ползал, сразу пошел. Они и не догадываются, что отсутствие ползания — тревожный симптом, говорящий о нарушении, а не о достоинстве. Проверить такое нарушение легко. Предложите ребенку попеременно сжимать ручки в кулачки, будто кошечка. Промаршируйте, хлопая по коленкам следующим образом: правой рукой ударяйте по левой ноге, левой рукой по правой. Показывайте ребенку движения, но не говорите, какой рукой что делать. Просите его делать так, как делаете вы.

Гиперактивный ребенок может достаточно долго заниматься любимым делом. Сложности у него возникают, когда появляется необходимость выполнять то, что просит взрослый. Поэтому подобные сложности чаще всего выявляются во время подготовке к школе или в начальных классах. В этом же возрасте проявляется еще одна черта детей с СДВГ — инфантильность. Ребенок уже школьник, но его больше интересуют игрушки, он непосредственный, импульсивный, не чувствует границ. Часто такой ребенок ведет себя фамильярно даже с чужими людьми. Его сверстники хитрей, сообразительный, а гиперактивный ребенок наивный, простоватый и поэтому часто попадает в переделки, на которые его толкают другие дети.
У детей с гиперактивностью очень часто страдает речевая память. В моих исследованиях (около 1500 детей 5,5 — 7 лет) было выявлено значительное нарушение. Из 10 слов после 5 повторов дети запоминали в среднем 3,3 слова. Кривая запоминания всегда имела зигзагообразный характер. В норме дети старшего дошкольного возраста запоминали с первого раза 5 — 6 слов, среднее количество за 5 повторов — 8,2 слова.
Есть еще одна особенность, характерная для гиперактивных детей. Ребенок радуется, сильно радуется, все сильней и сильней. И никак не может остановиться, успокоиться. Часто, ребенок успокаивается, только заплакав.

Ребенок, поведение которого выглядит похожим на гиперактивное, но у которого нет СДВГ. Как понять? У такого ребенка не нарушена реципрокная координация, у него хорошая слухо-речевая память. Движения такого ребенка всегда имеют цель. Он не выглядит наивным, младше своего возраста. В отличие от гиперактивного, такой ребенок может отказаться выполнять задания. Но, если вы подозреваете у ребенка гиперактивность, обратитесь к специалисту: психологу и неврологу. Они помогут понять, есть ли проблемы и какого они характера. Психолог может провести углубленную диагностику, включающую в себя исследование внимания, памяти, произвольности, координации движений, умения держать инструкцию, мелкую моторику. Невролог (невропатолог) назначит лечение, без которого коррекция гиперактивного поведения будет сильно затруднена. Это необходимо сделать до школы. Тогда у ребенка будет шанс в школе иметь минимум проблем как с обучением, так и с поведением.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *