Коррекция школьных трудностей

Ребенок не внимателен, пропускает буквы, слова. Может забыть написать «Домашняя работа». Забывает отступить нужное количество клеток. Ребенок может выполнить из трех действий в задаче, только два. Может списать упражнение по русскому языку, но забывает выполнить задания к нему.

Игры и занятия по коррекции и развитию.

  1. Придумайте набор последовательных движений и попросите ребенка повторить. Не называйте движения словами, только покажите. Если ребенок не сможет выполнить после трех показов, прокомментируйте свои движения словами. Сначала показывайте движения с предметом, затем без предметов. Вначале серия движений состоит из 3 последовательных движений, постепенно увеличивайте до 6, добавляя по движению раз в неделю. Каждый день придумывайте новую серию движений. Ваша цель развить у ребенка умение видеть и уметь повторить, а не выучить определенный набор движений раз и навсегда.

Примеры серии движений: 1) положите небольшой предмет (ребенку дайте такой же предмет) между руками, руки ладошками вниз на столе. Правой рукой возьмите предмет, перенесите его через левую руку и хлопните по столу, верните обратно, между рук, хлопните в ладоши, повторите левой рукой. 2) Предмет лежит так, как в первом задании. Правой рукой переверните его, хлопните два раза, левой рукой переверните, хлопните два раза. 3) Упражнение стоя: хлопните правой рукой по левому колену, хлопните левой рукой по правому колену. Прикоснитесь правой рукой к левому уху, левой рукой к правому уху. Добавьте движение: прикоснитесь правой рукой к левому уху, хлопните в ладоши, прикоснитесь левой рукой к правому уху, хлопните в ладоши. Прикоснитесь правой рукой к левому уху, хлопните в ладоши, топните правой ногой, прикоснитесь левой рукой к правому уху, хлопните в ладоши, топните левой ногой.

  1. Работа с изображениями: найди отличие в двух картинках, найди такое же изображение, проследи глазами выход из лабиринта, проследи глазами перепутанные линии. Выполнять подобные задания достаточно 2 раза в неделю.
  2. Таблицы Шульте. Вначале работаете с черно-белым вариантом таблиц с числами до 10, постепенно увеличиваете количество чисел до 25. Когда ребенок научится быстро находить числа по порядку в прямом и обратном направлении. Затем переходите к красно-черным таблицам Шульте. В них сначала находите черные числа по порядку, красные числа по порядку. Если ребенок не путается, то можете переходить к следующему заданию: показывать черные числа от 1 до 12, красные от 12 до 1 попеременно – 1 (черное), 12 (красное), 2 (черное), 11 (красное), 3 (черное), 10 (красное) и т.д. Вы можете скачать таблицы Шульте. Работайте с таблицами 3 раза в неделю, через день по 2 таблицы за один раз.
  3. Используйте корректурную пробу для развития устойчивости и переключения внимания. Корректурная проба может состоять из набора букв, а может и из повторяющихся картинок. Вы можете взять лист с готовым текстом, например статью из журнала или газеты. Задания могут быть следующими:
    — вычеркивать две буквы разным способом, например: букву А горизонтальной черточкой, букву Д – обводить в кружок;
    — в каждой строчке вычеркивать только ту букву, которая стоит в начале строки;
    — вычеркивать одну букву горизонтальной черточкой, другую – вертикальной. По хлопку поменять местами, теперь первую букву вертикальной черточкой, вторую – горизонтальной. Снова хлопок и делаем, как начинали;
    — вычеркиваем три буквы разным способом.
    Работать с корректурными пробами достаточно 2 раза в неделю.
  4. «Назови числа наоборот». Сначала покажите ребенку, что надо делать: «Я назову тебе цифры, а ты скажи наоборот, вот так – 2 5 7, а ты скажи – 7  5  2, понял? Давай, теперь ты – 8  3, скажи наоборот». Начинайте с двух цифр, добавляйте по одной цифре. Если ребенок не смог правильно повторить набор из четырех цифр, повторите еще раз другие четыре цифры и на этом закончите. Через день пробуйте еще раз, но не сразу с четырех цифр, а сначала назовите три цифры. Игра хорошо развивает наглядно-образное мышление и оперативную память.
  5. Игра «Солдатик». Вам понадобится поле, расчерченное на квадраты размером 2 см х 2 см. По горизонтали 8 клеток, по вертикали 7 клеток. Для игры возьмите большую пуговицу или любую маленькую игрушку, которая поместится в квадратик вашего поля. Закрасьте поле подобно шахматной доске. Поставьте игрушку примерно в середину поля. Сначала покажите ребенку, что надо делать. Скажите: «Солдат (назовите вашу игрушку), слушай мою команду, сделай два шага вправо и один шаг вниз». Сами переместите игрушку в нужное место, четко отсчитывая шаги. Теперь ребенок выполняет вашу команду. Затем ребенок дает команду, а вы перемещаете игрушку. Ходите по очереди. Постепенно увеличивайте количество команд. Важно – ходить можно только после того, как прозвучит полностью вся команда, например: «Два шага вправо, три вниз, один влево, два вверх – ходи». Для детей больший развивающий эффект имеет то, что они отдают команду. Они часто это делают, не смотря на поле, не думая, а может ли физически солдатик сделать нужное количество шагов, не выйдет ли за пределы поля. В таком случае, говорите, что солдатик не может выполнить вашу команду, она не выполнима. Чтобы ребенок был внимателен, чтобы научился в уме прослеживать путь, важно не использовать большое поле, например готовую шахматную доску.
    Когда ребенок научится удерживать в памяти четыре хода, предложите ему в уме проделывать путь солдатика и сразу ставить его на нужное место. Сначала давайте два шага, постепенно увеличивайте количество шагов. Эта игра хорошо развивает наглядно-образное мышление, оперативную память, пространственное мышление, внимательность.

Причины трудностей обучения у ребенка могут быть в недоразвитии фонематического слуха. Используйте следующие упражнения для развития ребенка:

  1. «Хлопай, как я». Прохлопайте любой короткий ритм и попросите ребенка повторить. Прохлопайте другой ритм. Если ребенок справляется с трудом, предложите ребенку хлопать с речевым сопровождением, например так: ТИ-ТИ-ТАА-ТИ-ТАА, ТАА-ТАА-ТИ-ТИ-ТИ-ТАА-ТАА-ТИ-ТИ-ТИ и т.п. Если ребенку сложно повторить ритм, хлопайте его руками. Выложите ритм палочками разной длины, вырезанными из картона полосками. Выкладывайте ритмические узоры пуговицами, цветными палочками. Для этой цели подходят палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор».
  2. Называйте слова наоборот. Сначала назовите короткое слово и покажите, что надо сделать. Скажите слово «сон», ребенок должен сказать «нос». Если ребенок не понял, напишите слово и покажите, что должен сказать ребенок. Используйте такие слова, как: уа, тор, нос, иди, мол, воз, мама, папа, каша. В дальнейшем можете использовать несколько слов. Познакомьте ребенка с палиндромами: Кони, топот, инок. Но не речь, а черен он. Идем, молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь. Голод, чем меч долог? Пал, а норов худ и дух ворона лап (автор В.Хлебников).
  3. Положите перед ребенком 6 картинок с предметами или предметов (например: кукла, машинка, ножницы, пуговица, ложка, вилка), начинающимися с разных звуков и попросите дать вам картинку или предмет, начинающийся с определенной буквы (К, М, Н), дать картинку, в которой второй звук У, О, последний звук Ы, А. Тренируйтесь каждый день до тех пор, пока ребенок не сможет легко выполнять упражнение.
  4. Медленно, сильно растягивая звуки, проговорите любое слово, попросите ребенка сказать, что вы произнесли. Если ребенок не понимает, что вы сказали, назовите это же слово быстрей, до тех пор, пока ребенок не поймет. Если есть проблемы, каждый день называйте три слова до тех пор, пока ребенок не начнет легко понимать.

Полезная литература для коррекции школьных трудностей:

  1. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей.
  2. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. Преодоление Трудностей учения.
  3. Н.П. Локалова. Как помочь слабоуспевающему школьнику.