Об игре.

Игра. Это же не только игры детей. Политические игры, игры военных, виртуальные игры. А в семье, тоже игры. Спорт – очень большие игры. Не всегда люди осознают, что играют. Кто-то делает это ловко, кто-то неуклюже. Я не буду писать обо всех этих играх. Меня всегда интересовали детские игры. Все чаще читаю и слышу о том, что дети перестают играть в обычные игры, ушли дворовые компании и игры, в которые дети играли. Разорвалась связь между детьми разных возрастов, в садике, школе дети общаются только с детьми своего возраста. Отношение к игрушкам становится все более накопительное, коллекционное. Трудно представить, во что можно играть, когда у тебя коллекция динозавров или лошадок и другие игрушки не интересуют. А взрослым и легче, знай, покупай лошадок.

Работая с детьми всю свою жизнь, я вижу, как меняются дети, какие трудности у них нарастают. Пытаясь помочь им, понимаю, что если бы они играли в самые разные игры, то многих проблем в школе у них бы не было или они бы были намного слабее.  Подбирая, придумывая игры для детей разных возрастов, для решения разных проблем, у меня накопился огромный массив информации. Но именно игры объединяют всю эту информацию в единое целое. Поэтому родилась идея создания этого труда, который бы максимально объединил и обобщил мой опыт в воспитании, обучении, развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме этого, моей целью является по возможности собрать и систематизировать всю доступную информацию об играх. Надеюсь, моя работа будет интересна и полезна не только родителям, но и всем, кто работает с детьми.

Что такое игра, ее роль в жизни ребенка.

Роль игры в жизни детей настолько велика, что право на игру зафиксировано, среди других жизненно важных прав, в Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года. Для дошкольного возраста игра является ведущей самоценной деятельностью, а не только средством обучения и развития.

Ребенок еще слишком мало умеет, но он хочет уметь все, как мама и папа. Как старшие братья. Если бы не было такого стремления, ребенок бы не развивался. Но сделать по настоящему он не может. У него есть глаза, уши, руки, он уже может сравнивать. Любой здоровый ребенок понимает, что мама лучше наденет колготки, лучше нарисует домик, лучше вылепит собачку. Если же возникает игра, то ребенок может вообразить, что он так же хорошо все делает. Снижается тревога, происходит принятие себя таким, какой есть.

Игра, это как бы слепок с действий взрослого. Это то, что ребенок хочет делать, но не может. Самая любимая игрушка та, которая отражает самое престижное действие взрослого. Так, когда пейджер был показателем престижа, то такая игрушка была самой желанной. Когда убить мамонта из пращи было самым престижным, то игрушечная праща была самой лучшей игрушкой. Так было всегда, так и сегодня.  В игре ребенок примеривает на себя разные роли, ищет себя. Но как только дело входит в жизнь ребенка, игра уходит.

По словам Смирновой Е.О. игра, это активность, лишенная контроля и принуждения со стороны взрослых, это спонтанная, творческая деятельность ребенка. Игра должна приносить ребенку удовольствие, вызывать эмоциональный подъем, причем важен сам процесс игры, а не ее результат. Игра, это всегда импровизация, сюрприз, неожиданность, даже если она проводится по определенным правилам.

Виды игр.

1. Сенсорные игры — это игры на развитие органов восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, чувства веса. Эти игры наиболее важны для развития детей до пяти лет.

2. Предметные игры. Игры, как манипуляция с предметами, игрушками. Такие игры позволяют ребенку осваивать окружающий предметный мир. Дети познают форму предметов, цвет, размер, материал, окружающий мир, быт, профессии и многое другое.

3. Подвижные игры. Игры на развитие разных видов движений, крупных движений. Существует множество народных игр, игр забав. В этих играх дети бегают, прыгают, догоняют друг друга, прячутся. В таких играх у них развивается пространственное мышление, схема своего тела, умение управлять собой, быстро соображать, учиться быстро соотносить свои действия с действиями других, работать в команде.

4. Сюжетно-ролевые игры. Проходят целый ряд ступеней развития. Вначале это игры подражания. Ребенок обыгрывает действия, которые происходят с ним изо-дня в день. Его кормят и он кормит, его спать укладывают и он делает тоже. Затем разрозненные действия сливаются в цепочку. Но для этого нужен взрослый. Он должен показать, как это делать. Сам ребенок редко приходит к идее обыгрывания последовательности событий. Только ближе к 4 годам появляется настоящая сюжетно-ролевая игра. Такая игра, в которой ребенок брал бы роль на себя. До этого он играет с игрушками, выполняет действия над ними. Но сам он не играет роль кого-то. Самый же расцвет сюжетно-ролевых игр приходится на возраст 5-7 лет. Для таких игр необходимы другие дети. Со взрослыми ребенку трудно играть, он уже понимает разницу между собой и взрослым.

5. Театрализованные игры. Это различные игры драматизации. В таких играх дети изображают героев литературных произведений, мультфильмов. Музыкальные игры. Такие игры близки к сюжетно-ролевым играм, но они развиваются не произвольно, а по строгому сценарию, который известен игрокам до начала игры.

6. Методические обучающие игры. Для развития разных видов психических функций изобретено огромное количество игр. Эти игры специально разработанные для развития памяти, внимания, воображения, восприятия, логического мышления, речи, для обучения чтению и математике и т.д. Они близки к занятиям, но чтобы не превратить их в банальное занятие, а все же оставить игрой, необходимо выполнять простые правила там, где это возможно. Если в игре надо ходить по очереди, то и ребенок и взрослый ходят за себя. Взрослый не понуждает ребенка выполнять часть задания за себя. Подыгрывать ребенку можно, но с обязательным условием — ребенок этого не видит и не понимает.

7. Развивающие, авторские игры. Это игры Никитина, Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера и др. Серьезные игры, но дающие ребенку очень много. Увлечь ребенка такими играми, вот порой непростая задача взрослого. Ребенок сам не может играть в такие игры, ему нужен пример, нужны новые приемы игры, движение вперед. Сегодня к этим играм можно отнести игры от определенных фирм: Bondibon, Thinkfun.

8. Настольные игры. Разработано огромное количество настольных игр

9. Строительно-конструктивные игры. Игры со строительными наборами, лего, различными конструкторами.

10. Игры – эксперименты. Для таких игр может быть использованы специальные наборы, предметы, которые разработаны для детского экспериментирования. Можно использовать природные материалы, продукты, предметы быта.

11. Народные игры. Игры исторические, созданные на протяжении веков у разных народов.

12. Досуговые игры. Это могут быть интеллектуальные игры, игры с головоломками, игры для развлечения, забавы. Сюда же можно отнести праздничные игры, которые проводятся на утренниках, днях рождения, на отдыхе.

13. Компьютерные игры. В этот раздел можно отнести не только игры на компьютере, но и на смартфонах, с использованием любых технических электронных систем.

14. Психологические игры. Игры Чистяковой, Фопеля, Экслайн, игры, которые можно придумать самим для решения психологических трудностей, проблем. Такие игры позволяют понять то, что происходит с ребенком и помочь ему пережить эти ситуации. Игры, позволяющие научить ребенка общаться, понимать эмоции других.