Что делать родителям гиперактивного ребенка

Ваши действия зависят от возраста ребенка и степени выраженности гиперактивности.
У всех маленьких детей устойчивость внимания низкая. Но даже на этом фоне дети с СДВГ выделяются. Такой ребенок берет в руки игрушку и тут же ее выпускает, тянется за другой и снова выпускает. Возникает ощущение, что он ярко видит предметы на периферии зрения и совершенно не видит, когда подносит предмет к глазам. Первая задача, которую необходимо решить с таким ребенком — как можно дольше увлекать его одной игрушкой. Необходимо посмотреть, какие игрушки у ребенка в свободном доступе и оставить совсем немного, не больше 5 — 7 игрушек. Каждую неделю вы можете менять набор доступных игрушек. Игрушки нужны такие, чтобы ребенок мог придумать разные действия с ними. Подумайте сами, что можно сделать с той или иной игрушкой. Если ребенок берет игрушку и пытается ее бросить, покачайте игрушкой перед глазами ребенка, предложите действие, еще, еще. У меня были дети 3 — 4 лет, которые могли заниматься одной игрушкой не больше 2 — 3 секунд. Мы с ними буквально отвоевывали секунды. Все больше и больше. В итоге, через год, ребенок мог играть в одну игру или с одной игрушкой уже минуты.
 Мальчики любят машинки. Но что они с ними делают? Катают. У меня был ребенок 8 лет, который упоенно катал машинки. Больше он ничего с ними не делал. Это был ребенок, который пошел уже во 2 класс, но учиться не мог. Стоило только отвернуться от него, как он хватал машинку и катал ее. Надеяться на то, что ребенок, особенно гиперактивный, научится играть сам, не стоит. Игре надо учить. Раньше дети учились играть от более старших детей во дворе, от братьев и сестер, друзей. Сегодня такой возможности у большинства городских детей нет. Поэтому надо родителям взять на себя эту обязанность. Примеры игр вы можете посмотреть на других страницах сайта, я их обязательно опишу.

Развитие внимания и памяти.

С детьми старше 4 лет можно целенаправленно заниматься развитием внимания и памяти. Вам для этого даже не надо специально отводить время и место. Идете из садика или в садик, спросите ребенка, машина какого цвета только что проехала, что было в руках у прошедшей только что женщины, какого цвета киоск, мимо которого вы только что прошли.Находясь в одной комнате, спросите, какого цвета обои в другой комнате, что там лежит на столе и т.п. Задавайте подобные вопросы и вы будете удивлены тому, что скоро ребенок будет внимательней вас.
Одна из самых простых игр на развитие зрительной памяти и внимания — игра «Что пропало?». Разложите перед ребенком несколько предметов, игрушек. Количество зависит от возраста ребенка. Начинайте играть с небольшим количеством — 8 штук и постепенно увеличивайте их количество, доводя до 16 — 20 штук. Придумывайте разные истории, связанные с этими игрушками, так вы сможете научить ребенка осмысленному запоминанию. Обязательно прячьте игрушки по очереди. Сначала по 2 штуки, постепенно увеличивайте до 5 штук. Меняйте местами. В конце игры соберите все игрушки в кучу и попросите ребенка разложить их в том порядке, как они лежали во время игры.

Развитие произвольности.

У детей раннего возраста, начиная с двух, трех лет выработайте правило «Стоп!». Сначала в игре. Идете по улице и предложите поиграть. Вы говорите: «Стоп!» и останавливаетесь, даже ногу нельзя опустить. А вдруг там что-то лежит. Затем команду отдает ребенок. Делайте это по очереди.
Вспомните игры своего возраста, например «Море волнуется раз». Эта игра тоже хорошо развивает умение себя контролировать. 
Попросите выполнять движения, которые вы показываете, только после того, когда вы скажете «Пожалуйста». Просите поднять руки вверх, хлопнуть, присесть и периодически «забывайте» сказать «пожалуйста».
Возьмите колокольчик и попросите ребенка делать шаг вам навстречу только когда он услышит звон колокольчика. 

У детей с СДВГ всегда наблюдается проблема серийной организации движений. Раньше эта проблема встречалась намного реже. Объясняется это просто — дети играли. Многие дворовые игры развивали эту функцию настолько эффективно, что к школе у ребенка уже не было проблем удержания информации, умения выполнять разнообразные задания, не путать очередность. Дети играли добровольно, ежедневно и в течении длительного времени. Сегодня дети лишены возможности тренироваться, поэтому родителям необходимо взять на себя развитие ребенка. Зачем развивать, спросите вы? Ребенок приходит в школу, а там надо выполнять много последовательных действий: открыли тетрадки, отступили нужное количество клеточек сверху и слева, написали число, отступили и написали «Классная (домашняя) работа», отступили, написали. Списали упражнение, выполнили задания: подчеркнули, выделили, нашли. По математике выполнили два действия, написали ответ. Везде нужно выполнять последовательность действий. Дети с проблемами в данной области все время забывают что-то сделать.

Развитие серийной организации движений

Попросите ребенка сделать несколько дел, сначала все скажите, только после этого ребенок должен выполнять заданное. Например: «Положи машинку на стул, потом отнеси тапки в коридор и после этого отнеси чашку на кухню». «Подойди к двери и хлопни в ладоши, подойди к стулу и присядь, подойди к папе и хлопни его по плечу». Вначале давайте 3 указания, постепенно увеличивайте количество до 5 — 7 указаний. Вы можете предложить поиграть, а можете использовать в обычной жизни. Важно делать это регулярно, так ребенок научится удерживать в памяти достаточно большую инструкцию.
Возьмите два маленьких предмета (например кубики вам и ребенку) и предложите ребенку повторить ваши действия с ними, например так: положите руки на стол, кубик посередине. Правой рукой возьмите кубик, ударьте им о стол через левую руку, потом посередине и положите руку на место. Повторите все это левой рукой. Придумайте сами любые движения. Начинайте с 3 движений и постепенно увеличивайте. Повторять движения с предметами детям легче.
Встаньте друг напротив друга, показывайте ребенку движения, он повторяет. Затем ребенок придумывает движения и вы повторяете.

Развитие реципрокной координации

У детей с СДВГ и просто с синдромом дефицита внимания всегда выявляются нарушения реципрокной координации, т.е. нарушена связь между полушариями головного мозга. Это может негативно сказаться на дальнейшем обучении. Для развития необходимо каждый день в течении хотя бы 3 месяцев выполнять простейшие упражнения. Пусть они займут у вас всего несколько минут, но регулярность сделает свое дело. Вы можете придумать множество упражнений придерживаясь следующего правила: в мозг должны приходить сигналы одновременно от правой и левой части тела. 
— Прикоснитесь правой рукой к левому плечу, левой — к правому;
— Хлопните правой рукой по левому колену, левой —  по правому;
— Подергайте левой рукой правое ухо, правой — левое и т.п.
Полезна любая деятельность, в которой ноги и руки работают в ритме попеременно: плавание, катание на велосипеде, танцы, бег, лыжи, коньки.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *